Предлагаем вашему вниманию краткий обзор инструментов для нанесения татуировок от древнейших времен до наших дней.


Татуировка — это вид искусства с многовековой историей. На протяжении многих тысячелетий способы ее нанесения, методы и инструменты непрерывно менялись, совершенствовались, в них вносились значительные изменения. Мы расскажем, как татуировка эволюционировала от древних бронзовых игл и долот, сделанных из кости, до современных тату-машин, какими мы их знаем.

Древние тату-инструменты

Древнеегипетские инструменты для нанесения татуировок

Фигурные татуировки с изображением животных и древних богов были обнаружены на коже египетских мумий, датируемых где-то между 3351–3017 годами до нашей эры. Например, часто геометрические узоры в виде паутины наносились на кожу в качестве защиты от злых духов и даже от смерти.


Эти рисунки были сделаны из пигмента на основе углерода (вероятно, сажи), который был введен в слой дермы кожи с помощью инструмента для с несколькими иглами. Это свидетельствует о том, что египтяне умели покрывать пигментом достаточно большие области дермы и делать контура различной толщины.


Каждое острие иглы было сделано из прямоугольного куска бронзы, загнутого внутрь на одном конце для придания нужной формы. Затем несколько таких игл связывали вместе и прикрепляли к деревянной ручке. Затем их погружали в сажу и таким образом наносили татуировку.

Инструменты Та Моко (Маори)

Полинезийские татуировки славятся красивыми рисунками и длинной насыщенной историей. В частности, татуировки маори, также известные как Та Моко, традиционно практикуются коренными жителями Новой Зеландии и по сей день. Эти надписи были и остаются в высшей степени священными. Татуировки маори были с упором на область лица и шеи, они использовались для обозначения принадлежности к определенному племени, определяли ранг и статус человека.


Традиционно для создания уникальных рисунков использовался инструмент для татуировки, называемый ухи. Он сделан из заостренной кости с деревянной ручкой. Однако перед тем, как заносить под кожу пигмент из обожженного дерева, на коже сначала делали небольшие надрезы. Затем пигмент вбивался в эти места с помощью небольшого инструмента, похожего на долото.


Как и многие другие традиции полинезийских островных племен, та-моко (как способ нанесения татуировки) в значительной степени вымер в середине XIX века после колонизации. Однако с тех пор он пережил великолепное возрождение благодаря современным маори, которые невероятно увлечены сохранением и продолжением своих племенных обрядов.

Техника нанесения татуировок племени Даяков

Даяки с Борнео — еще одно племя, практикующее татуировки на протяжении сотен лет. Игла была сделана из шипов апельсинового дерева, а чернила — из смеси сажи и сахара. Рисунки татуировок даяков также имеют священную подоплеку и существует достаточно много причин, по которым кто-то из племени может сделать себе татуировку. Например, отпраздновать особое событие, как рождение ребенка, отметить начало половой зрелости, обозначить социальный статус и многое другое.
Игла для татуажа Dayak, держатель и чаша для чернил

Инструменты татуировки народа Хайда

Народ хайда некогда жил и развивался на острове недалеко от западного побережья Канады около 12 500 лет. Хотя их инструменты очень напоминают японские инструменты тебори, способ нанесения отличается, как и церемонии в сочетании со священным сеансом татуировки.


Вот слова знаменитого антрополога Ларса Крутака, изучавшего племена хайда:

Татуировка хайда была довольно редкой до 1885 года. Традиционно она выполнялась вместе с потлачем (традиция церемониального обмена дарами) в ознаменование завершения строительства жилища из кедровых досок и главного опорного столба. Потлач влек за собой раздачу личного имущества хозяином дома тем, кто выполнял важные функции в строительстве этого дома. Каждый подарок повышал статус главы дома и его семьи и особенно приносил пользу детям домовладельца. После длительного обмена дарами каждому ребенку дома вождь племени даровал новое потлачское имя и татуировку, которая придавала им высокий статус.
Для нанесения этой татуировки использовались длинные палочки с прикрепленными иглами, а в качестве чернил — бурые камни. Антрополог Джеймс Свон, который был свидетелем церемонии татуировки хайда около 1900 года, собрал многие из их инструментов для татуировки и написал на этикетках подробное описание. На одном из них написано: «Краска из камня для шлифовки лигнита, его покраске или для татуировки. Для получения пигмента для раскрашивания растирается с икрой лосося, а для татуировки растирается с водой».


Интересно, что народ хайда — одно из немногих племен, которые использовали красные и черные пигменты для создания своих племенных татуировок.

Ранние современные татуировки

Тайский Сак Янт

Эта древняя тайская традиция нанесения татуировки восходит к XVI веку, когда правил Наресуан, и его солдаты искали духовной защиты перед битвами. Она остается популярной и по сей день — ей даже посвящен ежегодный религиозный праздник.


Янт — это священный геометрический рисунок, который предлагает различные благословения и защиту через буддийские псалмы. В своем полном представлении «Сак Янт» означает волшебную татуировку. Во время процесса поются молитвы, чтобы наполнить татуировку духовными защитными силами. Считается, что чем ближе рисунок к голове, тем больше вам будет везти на протяжении жизни.


Традиционно буддийские монахи используют длинные шипы, сделанные из заостренного бамбука или металла, в качестве инструмента для татуировки. Подобный инструмент использовался для создания татуировок Сак Янт, напоминающих гобелен. Для данного процесса, выполняемого вручную, требуется слаженное действие обеих рук мастера: одна для направления инструмента, а другая для постукивания по концу стержня, чтобы ввести чернила под кожу. Иногда использовалось священное масло для создания дополнительных магических чар вокруг рисунка для защиты владельца.

Японская техника «тебори»

Техника татуировки тебори восходит к XVII  веку и остается популярной на протяжении многих веков. Фактически, примерно 40 лет назад все татуировки в Японии делались вручную.


Тебори дословно означает «вырезать вручную» и происходит от древнего ремесла вырезания по дереву и создания штампов для печати изображений на бумаге. В татуировке используется инструмент для татуировки, состоящий из набора игл, прикрепленных к деревянному или металлическому стержню, известному как «номи».


Художники управляют «номи» одной рукой, а другой рукой методично вводят чернила в кожу ритмичными постукивающими движениями. Это гораздо более медленный процесс, чем современная татуировка, но благодаря этому получается создать более насыщенный результат и более плавный переход между оттенками.


Токийский художник тебори, известный как Рюген, рассказал CNN, что ему потребовалось 7 лет, чтобы отточить свое мастерство:

Чтобы овладеть мастерством тебори, требуется больше времени, чем для тренировки на электрической машинке. Я думаю, это потому, что есть много параметров, таких как угол входа иглы в кожу, скорость, сила, время и интервалы между «тычками».

Инструменты Викторианской эпохи

Ручка Эдисона

Как бы это странно ни звучало, но тот самый ученый, известный за свои изобретения лампочки накаливания и кинокамеры – Томас Эдисон, также изобрел электрическую ручку. Первоначально данное приспособление использовалось для изготовления дубликатов одного и того же документа с помощью трафарета и красочного валика, но оно, к сожалению, так и не стало популярным.


Ручка Эдисона представляла собой трубку-держатель с электродвигателем, установленным сверху. Это изобретение требовало от оператора глубоких знаний об аккумуляторе, чтобы вовремя и правильно обслуживать его, в то время как пишущие машинки были гораздо более доступны и просты в обслуживании для простого человека.


Однако, несмотря на первоначальный провал, моторизованная ручка Эдисона подготовила почву для совершенно другого типа инструмента — первой электрической татуировочной машины.

Электрическая ручка Эдисона

Электрическая тату-машинка О’Райли

Спустя 15 лет после того, как Эдисон разработал свою электрическую ручку, ирландско-американский татуировщик Сэмюэл О’Рейли получил в США патент на первую в мире иглу для татуировки. Сделав себе имя в тату-индустрии в конце 1880-х годов, он создавал татуировки в Нью-Йорке. О’Рейли начал экспериментировать с новыми инструментами. Его цель: создать инструмент для ускорения процесса нанесения татуировки.


В 1891 году, вдохновленный технологией, которая использовалась в ручке Эдисона, О’Рейли добавил в нее две иглы, резервуар для чернил и изменил угол наклона держателя. Так родилась первая в мире роторная тату-машинка. Она была способна выполнять до 50 ударов в секунду — как минимум на 47 больше, чем у самого быстрого и опытного «ручного» мастера. Машинка произвела революцию в тату-индустрии и изменила направление будущих тату-инструментов.

С тех пор художники со всего мира начали создавать свои собственные машинки. Лондонский Том Райли был первым, кто получил британский патент на свою машинку с одной катушкой, сделанную из модифицированного узла дверного звонка. Это случилось всего через 20 дней после того, как О'Рейли в США получил свой патент.


Три года спустя, проработав несколько лет ручными инструментами, соперник Райли, Сазерленд Макдональд, также запатентовал свою собственную электрическую татуировочную машину. В статье 1895 года в издании «The Sketch» репортер описал машину Макдональда как «маленький инструмент, который издает несколько странный жужжащий звук».

Современные инструменты для татуировки

А теперь перенесемся в 1929 год: американский татуировщик Перси Уотерс разработал первую современную тату-машинку уже привычной и знакомой нам формы. После разработки и производства 14 различных по стилю рам, некоторые из которых используются и по сей день, он стал ведущим поставщиком инструментов для татуировки в мире.


С того момента прошло еще 50 лет, прежде чем кто-либо запатентовал следующую татуировочную машину. В 1978 году уроженка Канады Кэрол «Смоки» Найтингейл разработала сложное «электрическое маркировочное устройство для татуировки людей» со всевозможными настраиваемыми элементами. Конструкция включала в себя регулируемые катушки, пружины и подвижные контактные винты для изменения глубины прокола кожи, что бросало вызов идее о том, что электрические татуировочные машины должны иметь фиксированные компоненты.


Хотя машина никогда не производилась серийно из-за производственных трудностей, она продемонстрировала новые возможности для индустрии и подготовила почву для регулируемых роторных машинок, которые сегодня используются в татуировке.


*** 


Учитывая то, как случайные успехи Эдисона и Найтингейла помогли сформировать сегодняшнюю бурно развивающуюся тату-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем, мы осмелимся сделать вывод. Время от времени небольшие неудачи в одной сфере могут многому научить не только авторов этих «неудач» , но и повлиять самых неожиданным образом на развитие других сфер деятельности.